Закон Иркутской области от 10 января 2000 г. N1-ОЗ
"Об отзыве выборных лиц местногосамоуправления в Иркутской области"
(с изменениями от 5 июля 2002 г., 5 мая 2003 г.)
Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области
от 15 декабря 1999 года N 35/4-ЗС
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-10)
Глава 2. Порядок решения вопроса о проведении голосования по отзыву выборного лица (ст.ст. 11-18)
Глава 3. Подготовка к голосованию по отзыву выборного лица (ст.ст. 19-28)
Глава 4. Организация и порядок голосования (ст.ст. 29-33)
Глава 5. Подсчет голосов участников голосования, установление результатов голосования и их опубликование (ст.cт. 34-39)
Глава 6. Ответственность за нарушение Законодательства об отзыве выборного лица (ст.ст. 40-54)
Глава 7. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 55-56)
Глава 4. Организация и порядок голосования
Статья 29. Помещение для
голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно
предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующего
муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования
должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом,
уполномоченным на то в соответствии с уставом муниципального образования.
2. В помещении для голосования должен
быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места
для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными
принадлежностями за исключением карандашей.
3. В помещении для голосования либо
непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует стенд,
на котором может размещать информационные материалы о выборном лице, по отзыву
которого проводится голосование. В указанных материалах не должны содержаться
агитационные призывы. На стенде комиссия размещает также образцы заполненных
бюллетеней для голосования по отзыву, которые не должны содержать фамилию
выборного лица, по отзыву которого проводится голосование.
4. В помещении для голосования должна
находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная
для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
5. Помещение для голосования должно быть
оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины
и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой
комиссии, наблюдателей.
Статья 30. Бюллетень для
голосования по отзыву выборного лица
1. Для голосования по отзыву выборного
лица участник голосования получает бюллетень.
2. Бюллетени изготовляются исключительно
по распоряжению и под наблюдением комиссии соответствующего муниципального
образования и являются документами строгой отчетности. Число бюллетеней не
должно превышать более чем на три процента число зарегистрированных участников
голосования.
3. Форма и текст бюллетеня, а также
порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к их
изготовлению, утверждаются комиссией соответствующей территории проведения
голосования по отзыву не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст
бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
4. Бюллетень содержит фамилию, имя,
отчество, год рождения и наименование выборной муниципальной должности
выборного лица, по отзыву которого проводится голосование.
Под сведениями о выборном лице, по отзыву
которого проводится голосование, указываются варианты волеизъявления
голосующего (слова "за отзыв" или "против отзыва"), под
которыми помещаются пустые квадраты.
Бюллетень должен содержать разъяснение о
порядке его заполнения.
5. Изготовленные бюллетени после
выбраковки передаются по акту членам комиссии, разместившей заказ на
изготовление бюллетеней. После передачи бюллетеней в количестве,
соответствующем заказу, работники, осуществляющие их изготовление, в
присутствии членов соответствующей комиссии, выборного лица, по отзыву которого
проводится голосование, его доверенных лиц уничтожают отбракованные и лишние
бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими
лицами.
6. Комиссия муниципального образования, получившая
бюллетени, передает их по акту соответствующей окружной комиссии, а при
проведении голосования по отзыву выборного лица, избранного по единому округу,
- нижестоящим комиссиям, которые передают бюллетени в таком же порядке
участковым комиссиям.
Окружная комиссия, получившая бюллетени,
передает их по акту участковым комиссиям.
Передача бюллетеней в окружную комиссию
(в нижестоящие комиссии) осуществляется не позднее чем за 20 дней до дня
голосования, а в участковые комиссии - не позднее чем за четыре дня до дня
голосования.
7. Ответственность за правильность
передачи бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу и
получение бюллетеней.
8. Число бюллетеней, передаваемых по акту
участковой комиссии, определяется решением непосредственно вышестоящей
комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может
превышать число участников голосования, включенных в списки участников
голосования по соответствующему участку для голосования на день передачи
бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
9. На лицевой стороне бюллетеня в правом
верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые
заверяются печатью участковой комиссии.
Статья 31. Порядок голосования по
отзыву выборного лица
1. Голосование по отзыву выборного лица
проводится в календарный выходной день. В день голосования по отзыву
голосование проводится одновременно на всех участках для голосования с 8 до 22
часов по местному времени.
На участках для голосования, образованных
в местах временного пребывания участников голосования, в труднодоступных и
отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, в
воинских частях, участковая комиссия может объявить голосование законченным
раньше времени, установленного абзацем 1 настоящего пункта, если проголосуют
все участники голосования, включенные в список участников голосования на
соответствующем участке.
2. О времени и месте голосования окружные
комиссии и участковые комиссии обязаны оповестить участников голосования не
позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации
или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - не
позднее чем за пять дней до дня голосования.
3. Бюллетени выдаются участникам
голосования, включенным в список участников голосования, по предъявлении
паспорта или заменяющего его документа.
4. При получении бюллетеня участник
голосования проставляет в списке участников голосования серию и номер своего
паспорта или заменяющего его документа. С согласия участника голосования либо
по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт
документа могут быть внесены в список участников голосования членом участковой
комиссии с правом решающего голоса. Участник голосования проверяет правильность
произведенной записи и расписывается.
5. Бюллетень заполняется участником
голосования в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном
месте, где не допускается присутствие других лиц.
6. Если участник голосования голосует за
отзыв, он ставит знак плюс или любой другой знак в пустом квадрате под словами
"за отзыв". Если участник голосования голосует против отзыва, он
ставит знак плюс или любой другой знак в пустом квадрате под словами
"против отзыва".
В случае, если участник голосования
считает, что при заполнении бюллетеня он совершил ошибку, он вправе обратиться
к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования по отзыву, с
просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Член комиссии выдает участнику
голосования новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке
участников голосования против фамилии данного участника голосования.
Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
7. Участник голосования, не имеющий
возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, заполнить
бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника
голосования, не являющегося членом комиссии, выборным лицом, по отзыву которого
проводится голосование, его доверенным лицом, наблюдателем. В этом случае
участник голосования устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться
помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих)
графе (графах) списка участников голосования указываются фамилия, имя,
отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
оказывающего помощь участнику голосования.
8. Заполненные бюллетени опускаются
участниками голосования в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
9. Член участковой комиссии немедленно
отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из
помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе комиссии
либо осуществлению гражданином его права на участие в голосовании по отзыву, а
также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой
комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с
представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии, а также
удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной
федеральными законами.
10. Выборному лицу, по отзыву которого
назначено голосование, его доверенным лицам, членам инициативной группы, а
также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами
руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным
физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению
указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия,
направленные на обеспечение доставки участников голосования для участия в голосовании.
Статья 32. Порядок досрочного
голосования
1. Участнику голосования, который в день
голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и
учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей,
состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет
прийти в участковую комиссию на участке для голосования, на котором он включен
в список участников голосования, должна быть предоставлена возможность
проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей
окружной комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии
(не ранее чем за три дня до дня голосования).
Участник голосования, голосующий
досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает
причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно
проголосовавших участников голосования.
Соответствующая комиссия обязана при этом
обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления
участника голосования, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса участника
голосования при установлении итогов голосования.
2. Если участник голосования голосует в
помещении окружной комиссии (специально создаваемой комиссии), то на лицевой
стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух
членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Окружная комиссия
составляет список участников голосования, проголосовавших досрочно. Участковая
комиссия продолжает составление поступившего из окружной комиссии списка
участников голосования, проголосовавших досрочно.
3. Бюллетень, заполненный проголосовавшим
досрочно участником голосования, вкладывается участником голосования в конверт
и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов
комиссии, в помещении которой участник голосования проголосовал досрочно,
которые заверяются печатью этой комиссии, а также подписью участника
голосования, проголосовавшего досрочно.
4. Запечатанный конверт с бюллетенями
хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении окружной комиссии -
до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении
участковой комиссии - до дня голосования.
5. В день голосования председатель
участковой комиссии после официального открытия помещения для голосования в
присутствии членов участковой комиссии, а также присутствующих на участке для
голосования членов вышестоящих комиссий, выборного лица, по отзыву которого
проводится голосование, и его доверенных лиц, участников голосования перед
началом голосования сообщает о количестве участников голосования,
проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные
конверты с бюллетенями и список участников голосования, проголосовавших
досрочно. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну
волеизъявления участника голосования, опускает бюллетени в стационарный ящик
для голосования. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях
окружной и участковой комиссии участников голосования будет составлять более
одного процента от числа участников голосования, внесенных в список участников
голосования на участке для голосования (но не менее 10 участников голосования),
на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших
участников голосования, проставляется печать участковой комиссии. Число
участников голосования, проголосовавших досрочно (отдельно - в окружной
комиссии), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об
итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в
списке участников голосования против соответствующих фамилий участников
голосования делается отметка "Проголосовал досрочно".
Статья 33. Порядок голосования
вне помещения для голосования
1. Участковая комиссия обязана обеспечить
возможность участия в голосовании участникам голосования, которые внесены в
списки участников голосования на данном участке для голосования и не могут
самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и
другим причинам) прибыть в помещение для голосования.
2. Голосование вне помещения для
голосования проводится только в день голосования и только на основании
письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при
содействии других лиц) участника голосования о предоставлении ему возможности
проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть
сделано участником голосования в любое время после формирования участковой
комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования.
Участковая комиссия регистрирует все
поданные заявления (обращения) в специальном реестре.
3. При регистрации устного обращения в
реестре, указанном в пункте 2 настоящей статьи, указывается время его
поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму
либо сообщение лица, передавшего обращение. По прибытии членов комиссии к
участнику голосования обращение подтверждается письменным заявлением.
4. В заявлении о предоставлении
возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана
причина, по которой участник голосования не может прибыть в помещение для
голосования, а также внесены те же данные об участнике голосования, которые
содержатся в списке участников голосования.
5. Участковая комиссия должна располагать
необходимым количеством, но не более трех, переносных ящиков для голосования,
которое определяется решением непосредственно вышестоящей комиссии.
6. Члены участковой комиссии, выезжающие
по заявлениям (обращениям) участников голосования, получают под роспись
бюллетени. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух
членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при
себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной
ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы,
заверенную выписку из реестра, указанного в пункте 2 настоящей статьи,
содержащую необходимые данные об участнике голосования и о поступившем
заявлении (обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения
для голосования, поступившие письменные заявления участников голосования о
предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также
необходимые письменные принадлежности для заполнения участником голосования
бюллетеня.
7. Голосование вне помещения для
голосования осуществляется с соблюдением требований статьи 31 настоящего
Закона.
8. На письменном заявлении о
предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования участник
голосования проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его
документа и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня.
Члены комиссии своими подписями на
заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются
отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного.
9. Члены участковой комиссии, выехавшие
по заявлениям (обращениям) участников голосования, вправе выдать бюллетени
только тем участникам голосования, заявления (обращения) которых
зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
10. Серия и номер паспорта или
заменяющего его документа участника голосования, проголосовавшего вне помещения
для голосования, вносятся в список участников голосования членами участковой
комиссии с правом решающего голоса, выезжающими по заявлениям (обращениям)
участников голосования. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка
участников голосования делается особая отметка "Голосовал(а) вне помещения
для голосования".
11. При проведении голосования вне помещения
для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного
голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с
выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом
решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее
чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям.
Организация голосования вне помещения для
голосования должна исключать возможность нарушения права на участие в
голосовании по отзыву, а равно искажения волеизъявления участников голосования.
12. В случае, если участник голосования,
от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой комиссии
для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения
голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой
комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии бюллетень до возвращения
членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного участника
голосования, и установления факта, что голосование указанным участником
голосования вне помещения для голосования не осуществлялось.
13. Число письменных заявлений участников
голосования, а также число выданных, использованных и возвращенных бюллетеней
отмечается в отдельном акте, в котором также указываются сведения о членах
участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях,
присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
|